Перейти к содержимому

Душа умершего и дом

После смерти душа человека избирает себе временное пристанище, которым на некоторое время (3 дня, 9, 12, 30 дней (иногда у зап. слав.); чаще всего — 40 дней; 12 дней (зап. полес.), год) становится жилище умершего. Душа может находиться в нем постоянно либо отлучается время от времени. Присутствующая в доме душа может быть невидимой либо принимать облик различных живых существ: «Где какая муха пролятить, <говорят>: вот душа лятае. <…> Просто муха, матылёк <пролетит, говорят>: от душечка его ле-тае» (Зап. в с. Хоробичи, Городнянский р-н, Черниговская обл. Соб. А. Б. Ключевский, О. А. Терновская. 1980 г.).

Множество запретов, соблюдаемых в доме на протяжении всего цикла личных поминок, объясняется именно присутствием здесь души умершего. Двери и окна старались не запирать, чтобы не мешать душе свободно входить в жилище и выходить из него; задвижку печной трубы и душнiк (бел.) тоже оставляли открытыми. Во многих случаях в доме не убирались, так как с мусором можно выбросить из дома душу умершего, и она заберет с собой на «тот свет» живых; в Польше в доме будили всех спящих, чтобы находящаяся поблизости душа умершего не унесла за собой на «тот свет» еще кого-нибудь. Также воздерживались от печения хлеба и вообще запрещали топить печь, так как в ней может находиться душа. Поляки не толкли и не мололи зерно на протяжении трех дней после смерти, чтобы не навредить душе, которая якобы сидит в ступе и ручной мельнице для помола зерна (и в самом зерне). В Полесье в доме покойника запрещались некоторые хозяйственные работы: «Як мерéц в дóме — не сá ляць сá ло, не склá дываюць óвощи, покá не поховá юць» (Зап. от Екатерины Алексеевны Черногуб, 1920 г. р., с. Боровое, Рокитновский р-н, Ровенская обл. Соб. Т. А. Коновалова. 1984 г.) [ПА], запрещалось здороваться с приходящими и т. д.

В сороковой день, когда по мифологическим представлениям разрывались последние связи, соединявшие умершего с земным миром, душа покидала дом насовсем. «Пóсле сóрок дней душá идé на небесá. Сáмые глáвные сорочы ´ны, до сарочы ´н душá ешчó в дóме нахóдиця» (Зап. от Варвары Наумовны Николаевич, 1922 г. р., с. Золотуха, Калинковичский р-н, Гомельская обл. Соб. В. А. Багрянцева. 1983 г.); «Сорок ден. Сорок ден душа в хате, а мúнет сорок ден, душа úде у могúлу» (Зап. в с. Вышевичи, Радомышльский р-н, Житомирская обл. Соб. А. Б. Ключевский. 1981 г.); «В сóрок дён, кажуть душá выхóдить з хáты» (Зап. в с. Спорово, Березовский р-н, Брестская обл.). После ухода души умершего из жилища, завершения цикла личной поминальной обрядности все запреты снимались, в доме возобновляли проведение некоторых обрядов семейного и календарного циклов; например, в доме уже разрешалось играть свадьбы, ходить в него колядовать (полес.) и др.

Произошедшая в доме смерть, по некоторым данным, закрепляет статус строения как полноценного жилища. Только после этого события становится возможным проведение в доме полного цикла поминальной обрядности — справление календарных поминок, посвященных памяти не одного конкретного человека, а всех предков. После первой смерти в доме души умерших предков могут навещать свое жилище, а в новом доме, где еще никто не умер, деды (календарные поминки) не отмечали. «Крестьянин перестает праздновать “деды” , когда переходит жить на новое место — в дом, построенный на другом месте… но только до того времени, пока в этом доме не умрет кто-то из семьи. <…>». В Белоруссии к поминальному столу приглашают «усiх памёршых у гэтай хаце». Вокруг стола с кушаньями обносят зажженную свечу и вспоминают сначала умерших в этом доме недавно, а после и всех остальных, приглашая их к столу; наряду со своими кровными предками хозяин поминал также всех, кто раньше жил на его земле (бел.) «Ведь в “деды” поминаются не души умерших родных, как можно подумать, а все души свояков, что в этой хате поумирали». Подобные представления существовали и в Польше — там верили, что в недавно построенный дом души не приходят и поминальных приготовлений для них не делается.

М.А. АНДРЮНИНА «АНТРОПОМОРФНЫЙ СИМВОЛИЗМ ДОМА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ И ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ: ТЕЛО, ДУША, ЖЕРТВА (УКРАИНСКАЯ, БЕЛОРУССКАЯ, ЗАПАДНОРУССКАЯ И ПОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИИ)»

Опубликовано вЗемная мифологияСлавянская мифология

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =