Перейти к содержимому

Разрушение потолка при агонии у колдуна

Потолок проламывают чаще всего во время агонии колдунов; это считается особо сильным средством, помогающим им умереть, обеспечивающим нечистым духам и душе «знающего» беспрепятственный путь наружу: «Я знаю, что яны цяжка памираюць, значыць, над печью надо стóллю зарваць. С паталка. Шоб душа скарее вышла» (Зап. от Нины Ми-хайловны Кумагерчик, 1957 г. р., с. Пасто-вичи, Стародорожский р-н, Минская обл. Соб. М. А. Андрюнина. 2010 г.); «Дак хто калдуе, дак як памирае, дак не можэт памéрци, так зрываюць паталок в хацэ. Тады ужэ ето яго нечыстая сила выходиць ужэ туды» (Зап. от Таисии Гри-горьевны Бородич, 1932 г. р., с. Терасполь, Слуцкий р-н, Минская обл. Соб. М. А. Ан-дрюнина. 2010 г.); «Через двери он не может выйти, яго только нечистые вынесут в потолок» (бел. Витебское Под-винье); «Кóли калдунá — прокрýчувалы в потолкý ды ´ркы, шоб вылитáлы чóрты з евó» (Зап. в с. Верхние Жары, Брагинский р-н, Гомельская обл. Соб. В. И. Харитонова); «Колдунáм разбирáють кры ´шу чэрци» (Туховичи, ля-хович., брест.); «Ну раньше это, знаешь, были колдуны. Когда он плохо уми-рал — открывали три потолóчины <…>, чтоб дух выходил» (рус. смол.). Считалось, что если выбить доску в потолке, то из колдуна/колдуньи выйдет нечистый дух (иногда в образе животного), который и не дает человеку умереть: «Это тóко колдуны. Выбивають потолóк. И яны делаются не поймёшь чим: ўстанеть, ковырнётся кверьху нога-ми и побежала. Собака, обыкновенная собака» (рус. смол.). Разрушение части крыши или потолка для облегчения агонии колдуна практиковалось в восточной части Малопольши и в Ниж-ней Силезии.
Некоторых покойников (чаще всего «нечистых») выносили из дома не дверями, а через пролом в стене, потолке, заборе, подкоп под порогом или нерегламентированный выход (окно или дымоход).

В этой практике также реализуется идея разрушения дома посредством смерти.
Повесившегося на чердаке вытаскивали из дома через отверстие в крыше (слуховое окно или дымоход), чтобы он не пугал людей (пшемысльский пов.); повесившегося в доме выносили через лаз под порогом; выносить висельника дверями остерегались и вытаскивали его через подкоп под порогом, иначе в хату ударит гром, околицу опустошит градобитье, в этом доме снова кто-нибудь повесится либо умерший будет приходить ночами и пугать. В Олонецкой губернии гроб выносили через забор или пролом, через разобранную стену или даже потолок.


Ситуация создания пролома в доме для обеспечения выхода наружу души умершего мифологизировалась в широко распространенных рассказах о смерти «нечистых» покойников. Души висельников, колдунов и пр. вырываются из тела в виде вихря или сильного ветра, он срывает крыши домов, выворачивает с корнем деревья, уничтожает сады; при выносе из дома тела колдуна поднимается буря, которая ломает крышу, часть строения:
«Як умрэ ´ знáхор дак лéжи на пóкути.
Вéтир бушýе. Як з хáти <выносят по-койника> — так снесé половúну хáти» (Зап. в с. Дяковичи, Житковичский р-н, Гомельская обл. 1983 г.); «А то тут як старóга вы ´нясли з хáты (ен помэ ´р), то падняўся бы вúхор, галлé на дрэвах зашумéла, закрутúла. А стары ´ займáўся знахóрствам, то ягó чэ ´рти праважáли» (Зап. в с. Велута, Лунинецкий р-н, Брест-ская обл. 1991 г.); «Уже як унóсяць вúдьму с хаты, бýра вóзьме, мóже крышу зорвáць; стягáе крышу» (Зап. в с. Дякови-чи, Житковичский р-н, Гомельская обл.
Соб. А. М. Гамбарова. 1983 г.).
В описанных действиях и представлениях отчетливо прослеживается изоморфизм дома и человеческого тела; разрушение одного из них (даже символическое как в приметах смерти) неминуемо ведет за собой разрушение другого. «Открыли, ето, потольнúчину ей, да… путь ей открыли» (рус. смол.). Ту же идею подчеркивает запрет на любое нарушение целостности дома в неурочное время, например, после завершения строительства. В уже готовом доме запрещено было прорубать окна и двери, это грозило смертью хозяину или другой большой потерей (Приангарье).

М.А. АНДРЮНИНА «АНТРОПОМОРФНЫЙ СИМВОЛИЗМ ДОМА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ И ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ: ТЕЛО, ДУША, ЖЕРТВА (УКРАИНСКАЯ, БЕЛОРУССКАЯ, ЗАПАДНОРУССКАЯ И ПОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИИ)»

Опубликовано вЗемная мифология

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × четыре =